Общие вопросы

11 марта 2013

Вопрос:

Когда народные дружинники будут более самостоятельными в своей работе, чтобы они работали не только в присутствии работников полиции? Бывают ситуации, когда необходима самостоятельность. Работник должен быть одет в форму, чтобы к ним не было претензий со стороны граждан - чтобы были свои эмблемы, и они были больше похожи на представителей власти.

Ответ:

В ответ на Ваш вопрос, поступивший во время прямого эфира передачи «Открытая студия. Екатеринбург» на телеканале «41 – Домашний» 4 февраля 2013 года, сообщаем следующее.
1. По вопросу о самостоятельности деятельности народных дружинников сообщаю, что в настоящее время отсутствуют действующие нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти либо органов государственной власти Свердловской области, в полной мере регулирующие правовой статус добровольных формирований населения по охране общественного порядка (далее – добровольные формирования), в том числе, вопросы компетенции членов указанных добровольных формирований. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 37 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка. По этой причине в целях реализации полномочий органов местного самоуправления в указанной сфере правовое регулирование соответствующих общественных отношений может осуществляться при помощи муниципальных правовых актов.
В частности, на территории муниципального образования «город Екатеринбург» правовое регулирование деятельности добровольных формирований осуществляется в соответствии с Положением «О создании условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка на территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 20 марта 2012 года № 1048 (далее – Положение).
Вместе с тем, необходимо отметить, что муниципальные правовые акты не должны противоречить иным нормативным правовым актам вышестоящего уровня.
В связи с этим, поясняю, что обеспечение общественной безопасности и правопорядка согласно нормам Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» является одним из основных направлений деятельности полиции. Согласно пункту 3 Положения к числу основных целей и задач добровольных формирований относится содействие Администрации города Екатеринбурга и полиции в обеспечении общественного порядка и безопасности населения при проведении на территории муниципального образования «город Екатеринбург» культурно-массовых мероприятий, в обеспечении общественного порядка на придомовых территориях, а также оказание помощи в случае возникновения стихийных бедствий, эпидемий, аварий и иных чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, члены добровольных формирований при осуществлении возложенных на них обязанностей не обладают собственными полномочиями по обеспечению общественной безопасности и правопорядка, однако их деятельность направлена на оказание помощи и содействия Администрации города Екатеринбурга и сотрудникам правоохранительных органов в указанной сфере.
2. По вопросу об обеспечении членов добровольных формирований форменным обмундированием и знаками различия сообщаю следующее.
Поскольку в соответствии с пунктом 2 Положения к добровольным формированиям относятся представители различных общественных объединений и организаций (студенческих правоохранительных отрядов, дружин из числа сотрудников частных охранных организаций, патрульных казачьих дружин и проч.), Администрация города Екатеринбурга совместно с Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу разрабатывает лишь образцы единых документов (удостоверений) для членов добровольных формирований (пункт 13 Положения). Форменное обмундирование, иные знаки различия членов названных общественных объединений могут утверждаться как правовыми актами уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации, так и организационно-распорядительными актами отдельных организаций.
Например, форма одежды, знаки различия по чинам членов казачьих обществ утверждены Указом Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 года № 171 «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации», а также Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 22 апреля 2010 года № 182 «Об утверждении Описания предметов формы одежды, знаков различия членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации». Общие требования относительно специальной форменной одежды и знаков различия работников частных охранных организаций, а также порядка их ношения установлены Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства Российской Федерации
от 14 августа 1992 года № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».