Взросление власти (1870-1892)

К началу 70-х годов XIX века эпоха казенных заводов и горного начальства, заправлявшего всеми делами, осталась в прошлом. Екатеринбург уверенно вступал на путь развития производства и торговли.
В новых условиях не могла не измениться и роль местной власти, приоритеты ее работы. Двадцатидвухлетний период с 1870 по 1892 год стал для городской думы периодом взросления: сперва она лишь осознавала свои силы и возможности, потом училась их использовать, одновременно выстраивая отношения с окружающим миром — от екатеринбургского мещанства до имперских ведомств.
Обозначились и характерные черты, свойственные екатеринбургскому самоуправлению. Едва судьба города оказалась в его собственных руках, внимание думы было обращено на развитие народного образования, благотворительности, на попечение о неимущих и нуждающихся. Город «притянул» к себе крупные железнодорожные магистрали, устроил в 1887 году Сибирско-Уральскую научно-промышленную выставку, ставшую заметным событием в российской жизни: в ней участвовали 3839 экспонентов из 32 губерний России и шести иностранных государств, посетили же ее более 80 тысяч зрителей (что более чем вдвое превышало число тогдашних горожан).
В 1870 году состоялась глобальная реформа местного самоуправления, ставшая новым шагом на пути демократизации России. Император Александр II выпустил новое Городовое положение, вводившее качественно новый принцип всесословности в избирательную систему, устанавливавшее новые нормы, регулирующие состав городского общественного самоуправления. Местная власть получила самостоятельность, а за правительственными органами осталось лишь право наблюдения и контроля.
Необходимость реформирования управленческой системы остро ощущалась в Екатеринбурге, поэтому купеческое и мещанское общество признало необходимым, заключив, что оно будет способствовать улучшению городского хозяйства, уничтожив преграды к самостоятельному его развитию.
5 мая 1871 года последовало разрешение министерства внутренних дел, однако реально городское самоуправление стало функционировать по новому закону только в феврале 1872 года.
«Городская дума составляется, под председательством городского главы, из гласных, избираемых на 4 года»,— гласило Городовое положение. Число гласных в разных городах колебалось от 20 до 72. Порядок действий и состав исполнительного органа — городской управы — устанавливался думой. Городской голова также избирался ею, но утверждался губернатором либо министром внутренних дел. Все городские дела решались на заседаниях думы (в основном, простым большинством голосов, при равенстве голос председателя давал перевес).
С изменением системы самоуправления, изменился подход к формированию городской казны Екатеринбурга. Городские доходы делились на «обыкновенные» (доходы от городского имущества, различные налоги и сборы) и «чрезвычайные» (прибыль от городских банков, займы, пособия от госказны и земства, поступления из недоимок прежних лет). Расходы делились на «обязательные» и «необязательные». К первым относились содержание городского общественного управления, городских общественных зданий и памятников, учебных и благотворительных заведений, уплаты сумм по городским займам и обязательствам, затраты на воинский постой, отопление и освещение тюрьмы, содержание полиции и пожарной команды, расходы на благоустройство города.
В бюджете постоянно сохранялся заметный дефицит. Гласные думы долго ломали голову над тем, как исправить положение. В конце концов, было принято решение установить оценочный сбор с недвижимых имуществ. Дума не спешила задирать налоговую ставку слишком высоко. В 1877 году этот сбор был установлен в четверть процента с рубля, тогда как например, в Перми он составлял один процент. Содействовать бюджетному процветанию был призван и Городской общественный банк. Городское самоуправление пыталось вести собственную коммерческую деятельность, однако не особенно успешно. Гласные понимали, что бюджетная стабильность зависит от здорового развития городской экономики. А как раз она то и страдала от ветхозаветных узаконений, отменить которые было не в компетенции городской думы.
В деятельности первых созывов обновленной Екатеринбургской думы мы не увидим, как писал тогдашний городской голова И.И. Симанов, «сосредоточения действия, руководящих идей и цельности». Руководящие идеи подбрасывала жизнь, и за время, пока Екатеринбург прозябал под неблагосклонной к обывателю рукой горного начальства, их накопилось столько, что разгребать эти авгиевы конюшни и впрямь должен был настоящий Геракл. Браться нужно было за все и сразу. Упущений при этом хватало, к ним можно отнести нерасторопность думы в управлении лесами, мощении улиц. Главным же упущением городской власти в этот период современник считает невнимательность к нуждам мещанского населения.
Тем не менее, именно в этот период городское самоуправление начало по-настоящему подниматься на ноги.

(Публикация составлена по материалам: Корепанов Н.С. В провинциальном Екатеринбурге; Грамолин А.И., Коридоров Э.А., Силин Я.П. Екатеринбург — Свердловск — Екатеринбург. История городской власти).